Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем обстоятельством, что отличительной чертой любого общества является та или иная степень организованности, упорядоченности существующих в нем отношений, поэтому в любом обществе существуют определенные формы общественного регулирования. В свою очередь правовое регулирование представляет собой один из видов общественного регулирования . Правовое регулирование обеспечивает комплексу общественных отношений устойчивость и относительную стабильность. Юридические нормы обеспечивают эту стабильность, устанавливая определенные рамки поведения людей, определяя их права и обязанности в данных однотипных жизненных ситуациях. Общественные отношения складываются в результате многочисленных повторяющихся, сознательных, волевых действий субъектов права. Изучение механизма правового регулирования имеют ключевое значение, поскольку позволяет сформировать представление о том, как и с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений .
1.Понятие правового регулирования и его специфика
В теории государства и права существуют различные определения понятия правового регулирования. Единство в различных позициях заключается в том, что оно представляет собой динамичную категорию, оказывающую непосредственное влияние на поведение различных субъектов. Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, элементов (таких как нормы права, соответствующие правоотношения, акты реализации), с помощью которых осуществляется взаимосвязанное регулирование тех или иных сфер общественных отношений.
Соглашаясь с Л.А. Морозовой, нужно подчеркнуть, что указанный механизм должен быть эффективным, содержательным, носящим системный и общеобязательный характер, последовательным и, соответственно, осуществляться при помощи специальных правовых средств .
Правовое регулирование, например, Г.В. Мальцевым определяется как «осуществляемое определенным авторитетом или властью упорядочение общественных процессов посредством сознательного их подчинения установленным нормам (правилам) с целью организации целесообразного развития общественной жизни .
С. С. Алексеев в работе «Восхождение к праву. Поиски и решения» к вопросу о правовом регулировании рассматривает его через призму динамики права. По мнению автора, право, рассматриваемое в действии, в движении, сообразно заложенным в нем закономерностям, позволяет увидеть наиболее существенные cтoрoны права .
Анализ термина регулирование позволяет сделать вывод, что им обозначается процесс упорядочения чего-либо, воздействия на определенный объект таким образом, чтобы ввести его в заданные рамки. Правовое регулирование означает создание определенных рамок должного и возможного поведения субъектов права. Сама многократная повторяемость этого поведения и тем самым повторяемость соответствующих однородных общественных отношений, их стандартизация представляют уже важный элемент упорядочения и тем самым регулирования этих отношений. Право не только закрепляет сложившиеся общественные отношения, но и способствует зарождению новых отношений, которые становятся предметом правового регулирования. Нормы права не только содействуют становлению новых отношений, но после того как такие отношения юридически закреплены, способствуют их упрочению и развитию.
Л. С. Явич исходит из того, что специфика правового регулирования состоит в наделении субъектов регулируемых отношений правами и в установлении юридических обязанностей. Вместе с тем Л. С. Явич подчеркивает, что таким путем право выполняет не только функцию охраны существующих общественных отношений, но и определяет известное направление их развития, способствует созданию условий для их возникновения и устанавливает преграды общественным отношениям, противоречащим интересам общества и государства .
Наиболее распространенным является определение правового регулирования как осуществляемого при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения. Вместе с тем, в теории государства и права имеются и иные формулировки понятия «правовое регулирование». Так, А. В. Поляков и Е. В. Тимошина считают правильным рассматривать правовое регулирование в нескольких смыслах . Под правовым регулированием в телеологическом (с точки зрения целей, преследуемых правовым регулированием) смысле можно понимать целенаправленное текстуальное (информационно-ценностное) правовое воздействие на субъектов правовой коммуникации, вызывающее их ответное поведение, адекватное воздействующему тексту. В функциональном смысле правовое регулирование – это ориентация поведения субъектов правовой коммуникации на ее нормативные условия.
2. Стадии механизма правового регулирования
Термин «механизм правового регулирования» в юридической науке активно используется с 60 - х г.г. прошлого века и понимается в основном как система юридических средств, система средств и факторов, система средств и условий . При этом сами правовые средства трактуются в качестве правовых явлений, получающих свое выражение посредством некоторых инструментов (установлений), и действий (технологий), направленных на удовлетворение интересов субъектов права и обеспечение достижения социально полезных целей .
Первоначально в юридическую науку термин «механизм правового регулирования» как взятую в единстве совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения, ввел С. С. Алексеев , который механизм правового регулирования видел в последовательности определенных стадий, структурированных соответствующими элементами.
Первая стадия (формирование и действие юридических норм) предполагает регламентацию нуждающихся в правовом опосредовании общественных отношений. Вторая стадия связана с возникновением правовых отношений, предпосылкой которых являются конкретные жизненные обстоятельства (юридические факты). На третьей стадии происходит реализация субъективных юридических прав и обязанностей, т.е. формализованные правовые нормы получают свое конкретное жизненное воплощение. Также можно говорить о четвертой (факультативной) стадии - стадии применения права, которая может предшествовать возникновению правовых отношений либо обеспечивать их реализацию. Соответственно, указанные стадии структурируются элементами механизма правового регулирования, в числе которых в последовательности действия нормы права, правовые отношения, акты правореализации и акты правоприменения.
Некоторые авторы в качестве самостоятельной стадии выделяют юридический факт (фактический состав) . Ряд авторов достаточно широко трактуют конструкцию механизма правового регулирования, включая в его содержание все правовые явления, единство и взаимосвязь которых обеспечивают целостность и относительно замкнутый характер права как социальной регулятивной и управляющей системы. Иными словами, происходит отождествление механизма правового регулирования со всей правовой надстройкой .
Таким образом, поскольку правовое регулирование представляет собой последовательный процесс, соответственно для него свойственна определенная стадийность, а с позиции структуры правового регулирования оно представляет собой элементарный состав каждого из его аспектов .
Первая стадия правового регулирования характеризуется общим воздействием права на общественные отношения. На данной стадии формулируются определенные правила поведения, которые нацелены на удовлетворение интересов той или иной группы субъектов права. Данная стадия также предполагает оценку потенциальных препятствий на пути реализации указанных правил и выработку вариантов применения правовых средств их преодоления. На данном этапе речь идет о качественном подходе к формированию нормы права.
Вторая стадия характеризуется определением специальных условий, при наступлении которых общие правила поведения могут быть детализированы применительно к определенному виду субъекта (субъектов) права. Тем самым ключевой характеристикой данной стадии является юридический факт, который выступает в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения отношений между субъектами права.
На третьей стадии происходит установление характера конкретной юридической связи между субъектами права, которое осуществляется посредством определения объема взаимных прав и обязанностей по отношению друг к другу и к третьим лицам. Эта стадия предполагает возникновение правоотношений определенного вида на основе норм права и конкретных юридических фактов.
Четвертая стадия предполагает реализацию в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на удовлетворение их целей посредством соблюдения, исполнения или использования предоставленных правовыми предписаниями возможностей. Это находит свое отражение в актах реализации прав и обязанностей.
Пятая стадия предполагает восстановление правомерного поведения субъектов права в рамках устанавливаемого государством юридически значимого поведения. Данная стадия не является обязательной и возникает в ситуации, когда форме реализации права препятствуют негативные явления, вызванные противоправными действиями. Тем самым в указанный процесс правового регулирования включается определенный законом круг лиц или государственных органов власти, наделенных полномочиями по правоприменительной деятельности. Таким образом, правовое регулирование на данной стадии находит свое выражение в форме принятия правоприменительного акта, носящего охранительный характер.
Заключение
С учетом проведенного исследова¬ния представляется необходимым акцентировать внимание на следующих основных теоретических выводах.
1. Отличительной чертой любого общества является та или иная степень организованности, упорядоченности существующих в нем отношений, поэтому в любом обществе существуют определенные формы общественного регулирования. В свою очередь правовое регулирование представляет собой один из видов общественного регулирования.
2. В зависимости от характера объективных требований общества содержание правового регулирования выражается в двух основных направлениях: а) в упорядочении и закреплении существующих общественных отношений и б) в содействии развитию новых общественных отношений. Наряду с указанными выше двумя основными направлениями правового регулирования существует еще охранительная функция, которая направлена на вытеснение общественных отношений, не соответствующих требованиям общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова А.Л. Эффективность механизма правового регулирования / Науч. ред. В.В. Сорокин [Текст] / А.Л. Абрамова - Барнаул, 2005. С. 9-52.
2. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 316.
3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве [Текст] / С.С. Алексеев. - М., 1966. С. 25.
4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования [Текст] / С.С. Алексеев. - М., 1999. С. 370.
5. Малько А.В. Правовые средства: Вопросы теории и практики [Текст] / А.В. Малько // Журнал российского права. - 1998. - № 8. С. 66-77.
6. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой: Монография. М.: Изд-во МЮИ при Минюсте России, 2005. С. 16.
7. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.М.: Юристъ, 2009. С. 236.
8. Мордовец А.С. Социально - юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина [Текст] / А.С. Мордовец. - М., 1999. С. 75.
9. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. С. 371.
10. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: учебник. СПб., 2005. С. 272.
11. Шабалин В. Ф. Методологические вопросы правоведения [Текст] / В. Ф. Шабалин - Саратов, 1972. С. 142.
12. Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961. С. 19.